Міська виставка
педагогічних технологій
Запоріжжя, 2016
Каталог статей
Навігація

Номінації виставки
Українська та російська філологія [83]
Історія і правознавство [27]
Математика [32]
Фізика, астрономія [15]
Географія та економіка [29]
Інформатика [16]
Іноземні мови [62]
Хімія, біологія, екологія [38]
Фізичне виховання та основи здоров'я [20]
Музика, образотворче мистецтво [18]
Трудове навчання [9]

Форма входу


Погода у місті

Пошук

Статистика

Вітаю Вас, Гість · RSS 24.02.2024, 07:17

Головна » Статті » Специфіка навчальних предметів » Українська та російська філологія

Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы через развитие речевой, творческой и социокультур
ормирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы через развитие речевой, творческой и социокультурной компетенций





Сафронкина Ирина Викторовна,
специалист высшей категории











Шеремет Инна Владимировна,
специалист высшей категории, старший учитель








Запорізька спеціалізована школа з поглибленим вивченням іноземних мов № 7
Адреса: м. Запоріжжя, вул. Північнокільцева, 21
Телефон: 769-80-37
E-mail: mail@school7.zp.ua
Сайт: school7.zp.ua

Директор Білоус Костянтин Андрійович

Основная идея опыта: Целью школьного обучения родному языку является формирование духовно богатой личности. Но знание языка автоматически не обеспечивает возможность полноценного общения. Речевая компетенция должна стать фундаментом для формирования коммуникативной компетенции. Овладение коммуникативной компетенцией формирует коммуникативную личность.
Социокультурная компетенция является одной из важных составляющих коммуникативной компетенции, так как помогает взаимодействовать в современном поликультурном мире, значительно облегчает общение и взаимопонимание с представителями других культур.

Обоснование актуальности опыта: Сегодня основная задача перед школой - формирование компетентной личности, потому что жизненная компетентность - гарантия ее успешного вхождения в систему социальных, экономических, политических и культурных отношений.
Формирование компетентности учащихся, то есть способность мобилизовать знания в реальной жизненной ситуации, - самая актуальная задача современной школы.
Овладение коммуникативной компетентностью вооружает учащихся языковым инструментарием, который поможет школьнику быть успешным и социально адаптированным членом социума. В целом это  одно из важнейших условий самореализации, социализации молодых людей и востребованности на рынке труда, а в широком смысле - важнейшее условие общения в диалоге культур и цивилизации современного мира.

Теоретическая основа опыта:
Проблемой коммуникативной компетентности занимаются многие     ученые :Н.В.Бордовская, Л.М.Митина, А.К.Михальская, Н.Н.Обозов, А.А.Реан, Л.А.Шипилина, Е.А.Юнина, В.А.Якунин. Эти и другие авторы оперируют при характеристике профессиональной деятельности такими понятиями  как коммуникативное взаимодействие (Л.А.Шипилина), коммуникативные умения (А.Н.Леонтьев, И.Н.Раченко, В.А.Якунин), коммуникативность (Н.Н.Обозов, Р.А.Парошина), коммуникативные качества, свойства личности (Б.Г.Ананьев. А.А.Бодалев, В.А.Кан-Калик. В.А.Лабунская, А.В.Мудрик, Л.А.Петровская, А.У.Хараш), коммуникативные процессы (Г.М.Дридзе, А.А.Леонтьев, В.А.Якунин).

Технология опыта:
Основная идея данного опыта опирается на опыт современных педагогов и использует технологию личностно-ориентированного обучения, технологии создания ситуации успеха, технологии проблемного обучения, интерактивные технологии, технологии диалогового обучения, технологии «учусь для успешной жизни». Для  развития у детей коммуникативных компетенций используется система Е.Н. Ильина: преподавание литературы  как предмета, формирующего человека. В соответствии с концептуальными положениями данной системы, знание формируется через общение, а общение — через знание; урок литературы — это общение, а не просто работа, это совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе, духовном равенстве и межличностном общении. Изучение материала осуществляется через создание проблемных ситуаций («деталь»- «вопрос»- «проблема»), ответ на поставленные проблемы организуется в форме коллективного поиска, раскрепощённого обсуждения, дискуссии.
Следуя идее личностно- ориентированного развивающего обучения, большое значение придается такому фактору развития, как субъектный опыт жизнедеятельности, приобретённый ребёнком.                             
Особое внимание  уделяется приёмам технологии развития критического мышления, позволяющей ученикам создавать самостоятельные творческие работы с опорой на собственные знания.   
      

Краткая аннотация опыта:
В настоящее время преподавание русского языка осуществляется в условиях  расшатывания его норм, резкого снижения общей и речевой культуры, грамотности молодых людей. Отмечается также снижение мотивации к изучению языка и падение интереса к чтению художественной литературы, которые заменили телевидение и компьютеры. Именно поэтому ведущими направлениями в обучении русскому языку становится формирование лингвистической, языковой, коммуникативной компетентности.
В данном опыте представлены конспекты уроков по русскому языку и литературе («Изображение внутренней и внешней красоты человека в сказке О.Уайльда «Мальчик-звезда»; «Торжество всепобеждающей силы любви и дружбы в сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева»; «Русский язык среди других славянских языков и языков мира. Его международное значение»), конспекты  внеклассных мероприятий  («Сколько языков ты знаешь -столько раз ты человек», дискуссионный клуб девятиклассников «Спор как искусство»)
Среди практически значимых моментов  опыта можно выделить следующие: индивидуальные и групповые задания, тренинги, ситуативно-ролевые игры, проблемные ситуации и творческие задания, направленные на развитие у школьников коммуникативной компетентности, упражнения для развития связной речи учащихся.

Прогнозируемые результаты: Ученик, выпускник не только владеет знаниями, умениями и навыками, но и умеет формировать собственную точку зрения, работать в коллективе, быть коммуникативным, толерантным человеком.
Учащиеся принимают активное участие в творческих конкурсах («Квітневі дзвони», «Найкращий читач», «Всех долговечней царственное слово) ; показывают высокие результаты на олимпиадах, международном конкурсе-игре «Русский медвежонок-языкознание для всех» и городской литературной игре «Лабиринт». 

Пути внедрения опыта:
Выступления на школьных и районных методических объединениях, городском семинаре для молодых учителей «Структурные компоненты  уроков русского языка», публикации методических разработок на сайте школы, участие в конкурсе «Учитель года» .
Опыт имеет практическую значимость не только для учителей-словесников, но и других педагогов, стремящихся формировать и развивать коммуникативную культуру своих учеников.

Категорія: Українська та російська філологія | Додав: kommun2 (23.01.2014)
Переглядів: 1727 | Коментарі: 1 | Теги: творческой и социокультурной компет, коммуникативная компетентность, Комунарський, развитие речевой, стратегическая компетенция (деятель | Рейтинг: 3.0/64
Всього коментарів: 1
1 Савелий  
бетон.

Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
IAMЦ © 2024