Міська виставка
педагогічних технологій
Запоріжжя, 2016
Каталог статей
Навігація

Номінації виставки
Українська та російська філологія [83]
Історія і правознавство [27]
Математика [32]
Фізика, астрономія [15]
Географія та економіка [29]
Інформатика [16]
Іноземні мови [62]
Хімія, біологія, екологія [38]
Фізичне виховання та основи здоров'я [20]
Музика, образотворче мистецтво [18]
Трудове навчання [9]

Форма входу


Погода у місті

Пошук

Статистика

Вітаю Вас, Гість · RSS 24.02.2024, 06:31

Головна » Статті » Специфіка навчальних предметів » Українська та російська філологія

Активные методы обучения на уроках русского языка
Внедрение системы  активных методов обучения на уроках русского языка  как условие формирования коммуникативной компетенции школьников




Реутова  Марина  Владимировна, 
учитель русского языка и литературы, 
учитель высшей категории, 
учитель-методист


Запорожская общеобразовательная школа № 76 I-III ступеней Запорожского городского совета Запорожской области   

Директор школы:  Клеха  Людмила  Викторовна

Адрес: 69095,  г. Запорожье, ул. Ленина, 154Г.   
тел. (0612) 62-63-94
e-mail: kleha_76@mail.ru 

Ведущая педагогическая идея опыта: 
Системное внедрение активных методов обучения на уроках русского языка с целью развития успешной   коммуникативной  деятельности, которая способствует формированию личности, стремящейся решать инвентарём языковых средств коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения.

Обоснование актуальности и перспективности опыта:
Стратегическая цель содержания образования в Украине – обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации. Сегодня особую актуальность приобретает системное внедрение активных методов обучения на уроках русского языка  как условие развития коммуникативной компетенции обучающихся и поиск новых структур, моделирование других, нетрадиционных форм и методов проведения уроков. 

Научно-теоретическая база опыта:
Основополагающим принципом филологического образования сегодня является коммуникативность, предполагающая формирование навыков общения разного уровня - от эмпатии(способности сопереживания другому лицу) до диалога культур, как синхронного, так и диахронического. Не случайно, формирование коммуникативной компетенции, наряду с формированием языковой и лингвистической компетенции, является ведущим направлением в обучении русскому языку. Следует отметить, что Н.М.Шанский (российский лингвист, научный редактор серии учебников по русскому языку для средней школы), говоря  об актуальных проблемах в обучении русскому языку, первой задачей называл  «научение школьников свободной речевой деятельности». В качестве основной цели обучения выдвигает формирование высоконравственной интеллектуально развитой языковой личности и Ю.Н.Караулов (российский языковед, прфессор.возглавляющий Научный центр русского языка в МГЛУ). В этом плане весьма актуальна и продуктивна антропоцентрическая концепция обучения русскому языку, центром которой как раз и выступает языковая личность, её «речевые и мыслительные способности порождать и воспринимать речевые высказывания», В.И.Кодухова (методиста-новатора, доктора филологических наук),где единицей обучения становится текст. Исходя из того, что предметом филологии является «весь человеческий мир, но мир организованный, увиденный через текст» (С.С.Аверинцев, российский филолог, литературовед), важнейшим условием развития коммуникативной успешности является ориентированность на текст, раскрытие «того духовного мира, который скрывается за словами» (Л.В.Щерба, академик, российский языковед, специалист по общему языкознанию). На базе текста изучается «язык в действии», формируются лингвистические умения и коммуникативная компетенция, развивается дар слова и рождается «языковая индивидуальность ученика» (М.М.Бахтин, российский философ, литературовед).

Сжатая аннотация опыта:
1.Наименование:
 АКТИВНОСТЬ. КРЕАТИВНОСТЬ. КОМПЕТЕНТНОСТЬ.
2.Цель:   
 Теоретическое обоснование и апробирование активных методов обучения на уроках русского языка как условие формирования коммуникативной компетенции школьников.
3. Задачи:
изучить  теорию и практику использования активных методов обучения школьников как условие формирования коммуникативной компетенции;
определить особенности формирования коммуникативных умений на уроках русского языка ; 
апробировать активные методы обучения на уроках  русского языка ; 
создать методические разработки уроков.
4. Этапы реализации опыта:
Первый этап – (2011-2012уч.год) - подготовительный
Второй этап – (2012-2013уч. год) - основной (внедренческий)
Третий этап –(2013-2014уч.год)-  заключительный ( результатирующий) 
5. Перечень основных форм деятельности учителя по реализации поставленных задач:
Изучение проблемы и  определение содержания.
Разработка и наполнение содержанием темы опыта  «Внедрение системы  активных методов обучения на уроках русского языка  как условие формирования коммуникативной компетенции школьников»:
- работа с информационными источниками;
- получение количественной и качественной информации о сформированности данной компетентности;
- анализ полученных данных;
- разработка теоретических и практических занятий;                                          
- апробация активных методов обучения на уроках русского языка;
- оформление компьютерного сопровождения опыта;
- составление и систематизация методических материалов, обобщающих опыт работы над темой;
- анализ проделанной работы;
Обобщение основных результатов деятельности, мониторинг.
6. Технология опыта (активные методы обучения) :
репродуктивные высказывания
продуктивные высказывания
пересказы художественного текста (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика)
работа с лингвистическим текстом
комплексный анализ текста
нестандартные задания по стилистической лингвистике
«перевод» с русского на русский
лингвистические «угадайки»
микроисследования
грамматические бои и эстафеты
диалоги и полилоги
составление кластера
«экспресс знаний»
анализ речевых ситуаций
имитационные упражнения
действия по инструкции
деловая игра
стажировка с выполнением ролей
игровое проектирование
7. Алгоритм формирования коммуникативной компетенции:
1. Готовность к проявлению компетенции.                                  
2. Изучение теоретического материала через призму практического применения.
3. Владение знанием содержания компетенции.
4. Наблюдение над языковым материалом.
5. Эвристическая беседа.
6. Моделирование опорной схемы.
7. Опыт проявления компетенции.
8. Отношение к содержанию компетенции.
9. Рефлексия по поводу созданного текста.
10. Коррекция речевого поведения.

Новизна опыта  состоит в моделировании уроков русского языка  с позиции развития коммуникативных компетенций через внедрение в учебный процесс активных методов обучения. Результаты опыта дополняют, развивают,  вносят новые элементы в разработки уроков русского языка. Практическая значимость опыта определяется разработкой конспектов уроков, направленных на активизацию обучения и развитие коммуникативных умений обучающихся.

 Результаты реализации опыта:
   В результате внедрения опыта активные методы помогают учителю создать принципиально новые условия работы в учебном классе, информационно  открытом всему миру, а также изменить способ мышления сегодняшних школьников так, чтобы он соответствовал потребностям завтрашнего дня. 
    Благодаря личной адресованности  учащиеся привлекаются к активной деятельности по овладению знаниями. 
 У обучающихся повышается функциональная грамотность, продуктивность навыков и умений в различных видах устной и письменной речи, формируется  «общелингвистическая» компетентность, которая позволяет учащимся решать языковыми средствами коммуникативные задачи; 
  Реализация опыта позволила создать методические рекомендации, электронные презентации уроков, опубликовать статью на  методическом портале с целью практического распространения опыта.             
   Повышаются качественные показатели учебных достижений школьников, формируется устойчивый интерес к предмету, активизируется познавательная деятельность учащихся.

Репрезентация опыта :
1. Семинары-тренинги: «Интерактивные методы компетентностного образования».
2. Педчтения: «Формирование ключевых компетенций-главная цель обучения». 
3. «Круглый стол» на тему: «Современные ключевые компетенции как формирование новой системы универсальных знаний, умений, навыков, а также самостоятельная деятельность и личная ответственность обучающихся».
4. Мастер-класс «Активные методы обучения». 
5. Открытые уроки.
6. Публикации в журнале «Русская словесность»: «Организация учебного сотрудничества как средство формирования коммуникативной компетенции»,
7. Материалы из опыта  работы на сайте http: //teacherjournal.com.ua 
8. Выступления на заседаниях ШМО,РМО.
9. Участие в конкурсе «Учитель года-2013».


Категорія: Українська та російська філологія | Додав: Zhovt2 (19.01.2014)
Переглядів: 2160 | Теги: коммуникативность, ИКТ, Жовтневий, компитенция, русский язык | Рейтинг: 3.2/59
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
IAMЦ © 2024