Міська виставка
педагогічних технологій
Запоріжжя, 2016
Каталог статей
Навігація

Номінації виставки
Початкова освіта [98]
Дошкільна освіта [29]

Форма входу


Погода у місті

Пошук

Статистика

Вітаю Вас, Гість · RSS 29.03.2024, 15:18

Головна » Статті » Початкова та дошкільна » Дошкільна освіта

Развитие связной речи детей с общим недоразвитием речи средствами наглядного моделирования

Развитие связной речи детей с общим недоразвитием речи средствами наглядного моделирования



Козлова Марина Григорьевна

учитель-логопед
специалист высшей категории
учитель-методист

Дошкольное учебное учреждение (ясли-сад) комбинированного типа № 9 «Фиалка» Запорожского городского совета Запорожской области 

Заведующая Сосновская Л.В.

Адрес: ул. Украинская, 34-А, г. Запорожье, 69095 
Тел. (061) 63-02-62, 

Основная педагогическая идея опыта: Формирование связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи будет эффективным при условии: 
  •  своевременной диагностической и коррекционно-развивающей работы относительно нарушений связной речи у дошкольников;
  • использования на занятиях по формированию связной речи дошкольников с ОНР средств наглядного моделирования;
  • обеспечение мотивационной базы для формирования речевых умений.
Обоснование актуальности и перспективности опыта: Современные требования к речи предполагают овладение детьми дошкольного возраста практическими речевыми знаниями, умениями и навыками для обучения в школе, успешность которого во многом зависит от уровня владения детьми связной речью. Связная речь – высшая форма речемыслительной деятельности. Она определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. 
Речевые нарушения затрудняют общение ребенка с окружающими, что вызывает чувство неполноценности, страх речи, способствует формированию своеобразных психологических и патопсихологических особенностей личности дошкольника.
Одним из эффективных средств облегчающих и направляющих процесс формирования речевых умений связного устного высказывания являются средства наглядного моделирования, которые способствуют развитию образного мышления, воображения; позволяют детям понять логику изложения, соблюдать последовательность построения высказывания, анализировать основные события и связи между ними, облегчают запоминание.

Научно-теоретическая база опыта:  
  • концепция стандарта специального образования детей дошкольного возраста с нарушениями речевого развития (Е.Ф.Соботович);
  • критерии оценки состояния связной речи детей дошкольного возраста с ОНР (В.К.Воробьева);
  • исследования о предупреждении и коррекции нарушений речевого развития у детей с общим недоразвитием речи (Л.С.Волкова, Б.М.Гриншпун, Н.С.Жукова, Р.Е.Левина, Р.И.Лалаева, Е.М.Мастюкова, Е.Ф.Соботович, В.В.Тарасун, Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина, М.К.Шеремет).
Краткая аннотация опыта:  По инновационному потенциалу опыт является модификационным.
Опыт работы включает четыре этапа: диагностический, организационно –прогностический, поисково-практический и контрольно – диагностический.
Работа по развитию связной речи детей дошкольного возраста с ОНР средствами наглядного моделирования велась над следующими видами связного высказывания: пересказ, рассказ, составление и отгадывание загадок.
При обучении детей пересказу вначале в качестве плана выступает  предметно-графическая схема, затем в картинно-графической схеме предметные картинки заменяются символами-заместителями. При этом осуществляется знакомство детей с графическим способом предоставления информации, правилами смысловой связи предложений, знакомство с правилами лексико-синтаксической связи предложений, формируются навыки связной повествовательной речи.
Составление и отгадывание загадок по мнемотаблицам (Н.Е.Арбекова) способствуют формированию у детей дошкольного возраста с ОНР навыков описательной речи. Мнемотаблицы дают возможность овладеть принципами замещения, навыками дешифровки моделей и навыками самостоятельного моделирования.
Составление рассказа по сюжетной картине является самым сложным упражнением по развитию связного высказывания, поэтому в работе используется фрагментарное рассказывание и метод реконструкции ситуации:
- выделяются значимые фрагменты картины, определяется их взаимосвязь, затем фрагменты объединяются в единый сюжет (прием «Подзорная  труба», «Пазлы»;
- картина «составляется» из предложенных учителем-логопедом фрагментов (дети создают картину по предложенному сюжету и предметам, которые выставляются на определенный фон. 
Распространение перспективного педагогического опыта «Развитие связной речи детей с общим недоразвитием речи средствами наглядного моделирования» осуществлялась путем проведения открытых занятий для воспитателей и учителей-логопедов дошкольного образовательного учреждения, методических объединений педагогов района; организации консультаций  для воспитателей и родителей ДОУ; представления материалов опыта на областной педагогической выставке инновационных разработок педагогов дошкольных образовательных учреждений, проведенной на базе КУ «ЗОИППО» ЗОС. 

Результативность внедрения опыта: Четвертый (контрольно-диагностический) этап продемонстрировал, что применение средств наглядного моделирования облегчает овладение связным высказыванием,  повышает интерес детей дошкольного возраста с ОНР к данному виду деятельности и позволяет добиться хороших результатов в развитии и коррекции связной речи дошкольников.  Результаты представлены в таблице.

Таблица  «Уровень сформированности связной речи».
   низкий  средний достаточный высокий
 Диалог  0 3-23% 10-77% 
 Рассказ по сюжетной картинке  3-24% 5-38% 5-38% 
 Рассказ-описание 1-8% 3-23% 9-69% 
 Рассказ по серии картинок 5-38% 8-62%  
 Пересказ 3-24% 2-14% 8-62% 

Анализ результатов диагностики детей показал положительную динамику развития связной речи детей дошкольного возраста с ОНР ІІІ уровня. 

Репрезентация опыта: областной уровень: опыт  рецензирован научно-методическим советом КУ «ЗОИППО» ЗОС, протокол № 451 от 18 декабря 2013 года. 




Категорія: Дошкільна освіта | Додав: Zhovt1 (28.01.2014)
Переглядів: 1745 | Коментарі: 2 | Теги: пересказ, рассказ, коррекционно-развивающая работа, наглядное моделирование, формирование связной речи дошкольни, Жовтневий, мнемотаблицы | Рейтинг: 3.5/209
Всього коментарів: 2
2 Наталья  
Для наших деток Ваш труд очень нужен и важен. Спасибо!

1 svetik  
Если ребёнок с радостью идёт на занятие к преподавателю, то это говорит о высоком уровне учителя. Просто молодец!!!

Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
IAMЦ © 2024