Основная педагогическая идея опыта: Формирование связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи будет эффективным при условии:
своевременной диагностической и коррекционно-развивающей работы относительно нарушений связной речи у дошкольников;
использования на занятиях по формированию связной речи дошкольников с ОНР средств наглядного моделирования;
обеспечение мотивационной базы для формирования речевых умений.
Обоснование актуальности и перспективности опыта: Современные требования к речи предполагают овладение детьми дошкольного возраста практическими речевыми знаниями, умениями и навыками для обучения в школе, успешность которого во многом зависит от уровня владения детьми связной речью. Связная речь – высшая форма речемыслительной деятельности. Она определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.
Речевые нарушения затрудняют общение ребенка с окружающими, что вызывает чувство неполноценности, страх речи, способствует формированию своеобразных психологических и патопсихологических особенностей личности дошкольника.
Одним из эффективных средств облегчающих и направляющих процесс формирования речевых умений связного устного высказывания являются средства наглядного моделирования, которые способствуют развитию образного мышления, воображения; позволяют детям понять логику изложения, соблюдать последовательность построения высказывания, анализировать основные события и связи между ними, облегчают запоминание.
Научно-теоретическая база опыта:
концепция стандарта специального образования детей дошкольного возраста с нарушениями речевого развития (Е.Ф.Соботович);
критерии оценки состояния связной речи детей дошкольного возраста с ОНР (В.К.Воробьева);
исследования о предупреждении и коррекции нарушений речевого развития у детей с общим недоразвитием речи (Л.С.Волкова, Б.М.Гриншпун, Н.С.Жукова, Р.Е.Левина, Р.И.Лалаева, Е.М.Мастюкова, Е.Ф.Соботович, В.В.Тарасун, Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина, М.К.Шеремет).
Краткая аннотация опыта: По инновационному потенциалу опыт является модификационным.
Опыт работы включает четыре этапа: диагностический, организационно –прогностический, поисково-практический и контрольно – диагностический.
Работа по развитию связной речи детей дошкольного возраста с ОНР средствами наглядного моделирования велась над следующими видами связного высказывания: пересказ, рассказ, составление и отгадывание загадок.
При обучении детей пересказу вначале в качестве плана выступает предметно-графическая схема, затем в картинно-графической схеме предметные картинки заменяются символами-заместителями. При этом осуществляется знакомство детей с графическим способом предоставления информации, правилами смысловой связи предложений, знакомство с правилами лексико-синтаксической связи предложений, формируются навыки связной повествовательной речи.
Составление и отгадывание загадок по мнемотаблицам (Н.Е.Арбекова) способствуют формированию у детей дошкольного возраста с ОНР навыков описательной речи. Мнемотаблицы дают возможность овладеть принципами замещения, навыками дешифровки моделей и навыками самостоятельного моделирования.
Составление рассказа по сюжетной картине является самым сложным упражнением по развитию связного высказывания, поэтому в работе используется фрагментарное рассказывание и метод реконструкции ситуации:
- выделяются значимые фрагменты картины, определяется их взаимосвязь, затем фрагменты объединяются в единый сюжет (прием «Подзорная труба», «Пазлы»;
- картина «составляется» из предложенных учителем-логопедом фрагментов (дети создают картину по предложенному сюжету и предметам, которые выставляются на определенный фон.
Распространение перспективного педагогического опыта «Развитие связной речи детей с общим недоразвитием речи средствами наглядного моделирования» осуществлялась путем проведения открытых занятий для воспитателей и учителей-логопедов дошкольного образовательного учреждения, методических объединений педагогов района; организации консультаций для воспитателей и родителей ДОУ; представления материалов опыта на областной педагогической выставке инновационных разработок педагогов дошкольных образовательных учреждений, проведенной на базе КУ «ЗОИППО» ЗОС.
Результативность внедрения опыта: Четвертый (контрольно-диагностический) этап продемонстрировал, что применение средств наглядного моделирования облегчает овладение связным высказыванием, повышает интерес детей дошкольного возраста с ОНР к данному виду деятельности и позволяет добиться хороших результатов в развитии и коррекции связной речи дошкольников. Результаты представлены в таблице.
Таблица «Уровень сформированности связной речи».
низкий
средний
достаточный
высокий
Диалог
0
3-23%
10-77%
Рассказ по сюжетной картинке
3-24%
5-38%
5-38%
Рассказ-описание
1-8%
3-23%
9-69%
Рассказ по серии картинок
5-38%
8-62%
Пересказ
3-24%
2-14%
8-62%
Анализ результатов диагностики детей показал положительную динамику развития связной речи детей дошкольного возраста с ОНР ІІІ уровня.
Репрезентация опыта: областной уровень: опыт рецензирован научно-методическим советом КУ «ЗОИППО» ЗОС, протокол № 451 от 18 декабря 2013 года.