Провідна педагогічна ідея досвіду: целью моей деятельности является повышение качества обучения через использование ИКТ в учебном процессе. Применение данных технологий на уроках русского языка и литературы способствует эффективной организации познавательной деятельности учащихся и формированию высокого уровня мотивации к учебной деятельности, развитию у каждого школьника собственной образовательной траектории, развитию самостоятельности учащихся.
Обґрунтування актуальності та перспективності досвіду: современный урок словесности сегодня немыслим без компьютерных технологий.Компьютер на уроках русского языка и литературы выполняет различные функции: источника учебной информации,наглядного пособия с возможностями мультимедиа и телекоммуникации,тренажера,средства диагностики и контроля, текстового редактора.Накопленный опыт направлен на воспитание познавательной активности учащихся,на формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, умения работать с дополнительной литературой, используя возможности Интернета,самостоятельно анализировать,отбирать главное,создавать презентации,проекты,использовать их на уроке.
Науково-теоретична база досвіду: опыт обобщает ключевые моменты по вопросам использования ИКТ в процессе обучения русскому языку и литературе.Базисом для построения теоретического обобщения и создания дидактического материала стали научные работы Захаровой И.Г.,Левитас Г.Г.,Глазыриной А.А. Морозова М.Н., Журавлева А.П.,Емельяновой М.Л.,Коршунова С.А.
Стисла анотація досвіду: представленный опыт - апробация использования ИКТ на уроках русского языка и литературы, во внеклассной деятельности. Работа проводилась по следующим направлениям:использование готовых программных продуктов (электронные пособия);работа с программами MS Office (Word, Power Point, Excel); презентации с использованием программы MS Office (Power Point, Windows Movie Maker); чтение художественной литературы в электронном варианте; создание проектов; дидактические материалы; работа с ресурсами Интернет. Информационные технологии целесообразно использовать при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);при закреплении изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы); при системе контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы); самостоятельной работе учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", «Фраза», энциклопедии, развивающие программы); при проведении интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет создание Web-страниц, проведение телеконференций, использование современных Интернет-технологий.
Результативність впровадження досвіду. Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы в течение нескольких лет привело к следующим результатам: повышение эффективности обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности учащихся на уроке); осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью); расширение объёма предъявляемой учебной информации; обеспечение гибкости управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы); улучшение организации урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве); повышение качества контроля знаний учащихся и разнообразие его формы; включение учащихся в коллективную деятельность в парах, в группах; активизация творческого потенциала ученика и учителя, повышение интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшение качества образования, самореализация и саморазвитие личности ученика.
Репрезентація досвіду: дидактические материалы, разработанные учителем, были представлены на заседаниях МО учителей гимназии, района.