Міська виставка
педагогічних технологій
Запоріжжя, 2016
Каталог статей
Навігація

Номінації виставки
Технології та управління [44]

Форма входу


Погода у місті

Пошук

Статистика

Вітаю Вас, Гість · RSS 30.04.2024, 10:32

Головна » Статті » Технології та управління » Технології та управління

ТРИЗ – технология в образовательном процессе ДОУ

ТРИЗ – технология в образовательном процессе ДОУ как средство формирования речевого развития, познавательных, творческих способностей детей с нарушениями развития



Коллектив 
СДОУ №36
  
Специальное дошкольное образовательное учреждение (детский сад) № 36 «Колокольчик» Запорожского городского совета Запорожской области

Заведующая – Злата Дмитриевна Каржова

Адрес: 69002 Запорожье, ул. Жуковского, 85а 
Тел. (0612)63-97-60,

Ведущая педагогическая идея опыта: Дать в руки педагогам инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы; воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности, научить детей, имеющих речевые недостатки, мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.  

Обоснование актуальности и перспективности опыта: Создание модели образовательного пространства через умелое использование методов и приемов ТРИЗ, которые  позволят достичь наиболее оптимальных  результатов в коррекционно – педагогической работе для активизации мыслительной и речевой деятельности, развитию  творческих способностей детей с нарушениями развития. Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности развития, обучая ребенка, педагог должен идти от его природы; ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, творческих заданий, призванная не изменять основную программу, а максимально способствовать эффективному ее усвоению.

Научно-теоретическая база опыта: В основу  психолого-педагогических исследовании по вопросу развития и формирования у детей творческих способностей, активизации речевой и мыслительной деятельности положено работы Л.А.Венгера, Н.Н.Поддьякова, А.П.Усовой, А.В.Запорожца. Специальные исследования, в которых была разработана серия методов и приемов обучения дошкольников на базе ТРИЗ – Т.А.Сидорчук, А.Б.Кузнецова, Н.Н.Хоменко, С.В.Лелюх, А.В.Корзун, А.О.Нестеренко.

Краткая аннотация опыта: В основе опыта - создание системы целена-правленного воздействия на основе  адаптированных методов и приемов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ)  обеспечивающей оптимальное развитие познавательно-речевого, творческого потенциала ребенка с нарушениями развития.
Представлена модель образовательного пространства:
1. Предметно-развивающее образовательная среда для оптимального развития интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка:
  • создана дидактическая и методическая база;
  • разработаны и изготовлены соответствующие игры и игровые пособия;
  • интегрирование элементов ТРИЗ-технологии в учебно-воспитательный процесс;
2. Деятельность педагогов в системе ТРИЗ-технологии  (создание условий  для самообразования, саморазвития и проявления творческого отношения к обучению и воспитанию дошкольников с нарушениями в развитии):
  • разработан алгоритм внедрения ТРИЗ – технологии в практику работы ДОУ;
  • разработана и реализована система методического сопровождения педагогов ДОУ по внедрению адаптированных методов и приемов ТРИЗ.
3. Реализация творческого потенциала педагогов в образовательной и кор-рекционной деятельности с детьми, направленной на построение эффектив-ной педагогической системы средствами ТРИЗ – технологии:
  • адаптированы методы и приемы ТРИЗ-технологии, в том числе разработаны и внедрены технологические цепочки по использованию методов ТРИЗ в ра-боте с детьми дошкольного возраста с нарушениями развития;
  • разработана и внедрена система психолого-педагогического мониторинга по определению влияния ТРИЗ-технологии на развитие мыслительной и речевой творческой деятельности детей.
4.Организованная совместная деятельность родителей и педагогов, как единомышленников: 
  • разработаны и внедрены формы и содержание работы по обеспечению пре-емственности воспитания и обучения в условиях ДОУ и семьи по системе ТРИЗ: «ТРИЗ в детском саду и дома».
  • обеспечение преемственности в использовании методов и приемов познавательного развития детей посредствам обучения ТРИЗ-технологии ДОУ №36 Л. Петерсон ЗОШ №15.
Результативность внедрения опыта:
В процессе решения поставленных задач в течение пяти лет использования элементов ТРИЗ – технологии определились следующие результаты:
  • на достаточном уровне у педагогов сформирована готовность к нововведениям;
  • педагоги овладевают основными методами и приемами ТРИЗ, применяют их в организации речевой, художественной, познавательной деятельности ребенка; 
  • сформирована потребность в творческой педагогической деятельности;
  • прослеживается устойчивая положительная  динамика в развитии детей;
  • инновационные идеи находят поддержку у педагогов школы в рамках плана преемственности ДОУ №36 ЗОШ №15.
Репрезентация опыта:
2010г. – V городская педагогическая выставка «Научно-методическое обеспечение оценки результативности образовательной деятельности учебного заведения»: опыт работы «Использование элементов ТРИЗ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями», круглый стол: «Ранняя диагностика и коррекция вторичных отклонений в психофизическом развитии слабовидящих детей дошкольного возраста» (председатель круглого стола: Байкина Н.Г., докт. пед. наук, профессор, преподаватель кафедры ФКиСТ ЗНУ): презентация опыта работы ДОУ № 36 по использованию методов и приемов ТРИЗ в коррекционно-педагогической работе с детьми; 
2011г. – районная педагогическая выставка «Творческая мастерская до-школьников»: опыт работы «Развитие связной речи старших дошкольников с ОНР через составление рассказов по серии картинок по методике Н.Н.Хоменко»; 
2012г. – «Неделя профессионального мастерства» в рамках аттестационного периода: презентация «Предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении с использованием технологии ТРИЗ»;  
2013г. – районный конкурс информационных проектов, направленный на создание имиджа ДОУ, буклет: «ТРИЗ – технология в современной системе дошкольного образования – эффективный путь развития и создания имиджа ДОУ»; областная педагогическая выставка инновационных разработок «Инновационные технологии обучения и воспитания в ДОУ компенсирующего и санаторного типов»: сборник методических материалов «Использование адаптированных методов и приемов ТРИЗ как средство формирования речевого развития, познавательных и творческих способностей  детей с нарушениями в развитии».





Категорія: Технології та управління | Додав: Zhovt1 (27.01.2014)
Переглядів: 2804 | Теги: корекционно-познавательное развитие, мыслительно-речевая деятельность, дошкольное образование, Жовтневий, технология ТРИЗ, логические цепочки | Рейтинг: 3.1/70
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
IAMЦ © 2024